Школа Шальнова
Языки через общение, самостоятельность, развитие способностей
   Школа  Программы  Видео  Статьи  Параллели  Дискуссии  Уроки  Магазин  ВКонтакте 

Произношение

Программа RecordSay
Программа ListenRecordSay
Программа Vowels

Семинары по произношению

Что нужно?

1) Компьютерные программы для удобной работы с аудио и видео
2) Объяснение приблизительного соответствия звуков иностранного и родного
3) Объяснение системы взаимного расположения гласных понятной на слух, понятной и для тех, кто ничего не знает о положении языка
4) Объяснение смещений всей речи в целом
5) Описание экстремальной редукции
6) Навести порядок в той путанице, которая вносится в сознание традиционными фонетическими объяснениями

Обычно предлагается и не работает!

1) Говорить за диктором
2) Имитировать учителя, ставящего произношение
3) Выучить положение языка для каждого звука

Говорить за диктором очень сложно, даже если это и родной язык. Разобраться на такой скорости в произношении так же сложно, как учить совершенно новый для себя язык в режиме скорочтения.

Если бы достаточно было просто имитировать образцы правильной четкой речи, предлагаемой учителями системы "делай как я", то произношение ставилось бы очень легко. На практике это хорошо, но этого совершенно недостаточно.

Мы не йоги, и крутить языком не умеем. Система постановки произношения по системе заворотов языка - это система для глухих - это как работа топором, где нужен фуганок. Кроме того, нужно понимать, что традиционно предлагаемая система звуков по ряду и по открытости описывает реальность приблизительно и не для всех звуков адекватна.


1. Программы

Эргономика в работе над произношением совершенно необходима!

RecordSay - чтобы удобно записывать себя и слушать со стороны. Чтобы можно было это делать без постоянных лишних вопросов, сохранить ли запись и прочих. Чтобы можно было это делать, даже не глядя на экран, в поиске кнопок нажать, записать, остановить. Чтобы можно было это делать, даже не покидая других программ, с которыми вы работаете.

ListenRecordSay - чтобы комфортно работать с фильмами. Комбинация проигрывателя, редактора текста и диктофона. Компьютерной растягивание звука, удобная перемотка, работа с субтитрами как с текстом, запись и воспроизведения себя без необходимости искать кнопки и отвечать на лишние вопросы.


2. Приблизительное соответствие звуков

Так или иначе слушатели всегда мысленно раскладывают новые фонемы по полочкам фонем родного языка. Этот процесс нужно осознать и сделать корректным. Нужно знать фонетическую транскрипцию и уметь записать иностранные звуки буквами родного языка. Для тех звуков, для которых нет соответствующих звуков в родном, то есть, для звуков, требующих особого внимания, использовать большие буквы родного языка.


3. Система расположения гласных

Взаимное расположение гласных можно и нужно брать на слух. Система должна быть объяснена, чтобы стала понятной. Объяснение должно быть не текстовым, а аудио-видео объяснением. Мы не йоги, и положение языка особо точно чувствовать не можем. Мы должны знать о положении языка, но при этом не только воображать картинки языка, но и слышать взаимное расположение звуков.

Оппозиции гласных в английском иные нежели в русском. Не мягкость-твердость, а долгота или степень артикулированности.


Программа Vowels

4. Смещение всей речи в целом

Этих смещений несколько. Горловое, носовое, полумягкость, ч-резонатор. Иная сила ударений. Иная расстановка ударений (тоническая, а не силлаботоническая или смешанная). Иная пропорция ударений - динамического, тонального, долготного и тембрового. Иная система редукций.


5. Экстремальная редукция

Исчезновение согласных, разные стопы и паузы вместо звуков, превращение дифтонгов в монофтонги и монофтонгов в дифтонги, изменения отдельных звуков (оглушение, озвончение, замена) и прочие моменты реальной речи, которая иная, нежели идеальная речь носителей, описанная знаками транскрипции в словарях.


6. Прояснение понятий, устранение путаницы

Что есть фонетика, что есть фонология, что такое звук, буква, фонема, аллофон и так далее. Почему фонетисты не могут договориться о том, сколько фонем существует в русском? Существуют ли разные фонологии? Существуют ли мягкие гласные? Всегда ли система IPA (International Phonetic Alphabet) адекватна. Достаточно ли двух координат для описания гласных? Ну и другие вопросы общего развития...

Помните, что чтение об эффективных способах работы
не может заменить самой работы!

 Илья Шальнов
 http://shalnov-school.ru
 http://ipolyglot.net

Skype: ilyashalnov  
+7 (916) 277 0916  
ilyashalnov@yadex.ru