Школа Шальнова
Языки через общение, самостоятельность, развитие способностей
   Школа  Программы  Видео  Статьи  Параллели  Дискуссии  Уроки  Магазин  ВКонтакте 

Помногу ли надо заниматься, и нужно ли слушать советы бывалых?

Один полиглот говорит, что заниматься надо помногу и приводит в качестве доказательства убедительные картинки из жизни. Другой - что заниматься надо по чуть-чуть, и тоже приводит убедительные картинки. И кого слушать?

Один говорит, что слова хорошо заучивать списками, другой говорит, что заучивать списками неэффективно. Кого слушать?

И так, какой вопрос ни возьми: сколько консультантов, столько мнений.

Притча 1 - о противоречии, которого не было

Собрались как-то ученики за чаем и затеяли такой разговор:
Наш мастер А сказал как-то, что заниматься надо по чуть-чуть, а мастер Б сказал, что помногу. Выходит, что мастера наши сами не знают, что говорят, и думать придется своей головой.

Тогда один из учеников пошел к мастеру А и спросил:
- Вы уверены, что заниматься надо помногу?

Мастер ответил:
- Уверен. Заниматься надо часа по три в день или даже по четыре, а не так, как занимаетесь вы, – не по двадцать минут.

Другой ученик пришел к мастеру Б и спросил:
- Вы уверены, что заниматься надо по чуть-чуть?

И мастер ответил:
- Говорю, что знаю. Заниматься надо совсем немного - часа по четыре в день, или даже по три, не так, как я когда-то занимался, не по восемь часов.

Притча 2 (общеизвестная)

Пришел человек к мудрецу и рассказал о жизненной ситуации, и что он по этому поводу думает.
- Ты прав, сказал мудрец.
Пришел другой человек, и рассказал о той же ситуации, и что он по этому поводу думает.
- Ты прав, сказал мудрец.
Тогда ученик спросил мудреца:
- Ты сказал первому, что он прав, и сказал втором, что он прав, но они говорили прямо противоположное!
- Ты прав, сказал мудрец.

Откуда берутся противоречия?

Понятное дело, что дурак противоречит и умным и даже самому себе. Но речь идет о том, что и умные и честные люди могут противоречить друг другу. Но то, что кажется противоречием, иногда не противоречие вовсе. Более того, всякая истина интересна тем, что и противоположное высказывание тоже истина.

Это так, потому что сама жизнь полна противоречий, потому что встречные движения (которые диалектики зовут противоречиями) совершенно неизбежны и необходимы в природе, чтобы было развитие.

Слово противоречие от слова «речь», от слова «река». Чтобы река текла в одну сторону, другая река должна течь в обратную. Не совсем буквально: реки текут в море, море испаряется, идет дождь, рождаются новые реки. То есть, движения и развития не может быть, если нет противонаправленных потоков.

Так много ли надо заниматься языком?

Да помногу. Но начинать лучше по чуть-чуть. А потом больше и больше. Но при этом надо чувствовать, что не перебираешь. И также надо отдыхать. Потому что перебор – это плохо, и всё нужно в меру.

Всё нужно в меру – и перебирать тоже нужно в меру. Перебирать в меру? Опять противоречие. Но противоречие отражает противоречие самой жизни.

Как-то давно в Израиле, в кибуце я учил иврит. Я был одним из лучших учеников. Но в какой-то момент я почувствовал, что начинаю отставать. И тогда я вместо того, чтобы заниматься больше, свел занятия к минимуму. И всё опять наладилось. Отдыхать надо. И это очень важно.

Так и при заучивании одного слова: его не нужно держать в памяти как можно дольше, а нужно сознательно забывать и вспоминать. Так и в освоении языка: на него надо настраиваться, ему надо отдаваться, но затем совершенно сознательно от него отстраиваться, чтобы потом настроиться опять.

Про заучивание списками

К примеру, некто Майк сказал, что заучивать слова списками неэффективно. А Илья сказал, что эффективно. При обсуждении на форуме выяснилось, что большинство считает, что заучивание слов списками неэффективно. Кому верить?

Верить и Майку, и всей его компании, и Илье. Потому что, если учить слова списками, как это делали Майк и компания, то это не эффективно. Если делать, как делает Илья, это эффективно.

А прав был Илья. Потому что Илья никогда и не предлагал делать это, как Майк и компания… Илья предлагал это делать совсем иначе, и говорил, как иначе и почему иначе.

Право ли большинство?

Что касается большинства. По моим наблюдениям, если есть спор большинства и одиночки, то почти всегда правда на стороне одиночки. И если вся рота шагает не в ногу, а один в ногу, то в ногу шагает именно он. Если идет команда левой-левой-левой, то шагать надо левой, а не правой, даже если вся рота шагает не в ногу. В самом деле, что как ни правда заставляет одиночку спорить с группой, что заставляет вставать в такую неудобную позицию?

Что делать, если нет собственной головы?

Слушайте, что говорят другие, и как они это говорят. Если аргументы выстраиваются на понтах, типа «это так, потому что я крутой, у меня авторитет, а вы, прошу прощенья, кто такие?», то по моим наблюдениям понты ВСЕГДА указывают на некомпетентность. Интереса ради всегда это отслеживаю. И интереса ради жду, когда же понты совпадут с реальным знаниями. Ни разу пока не случалось.

Верьте тому, кто говорит, что квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов, потому что это следует из каких-то конкретных математических аргументов. И не верьте тому, кто скажет, что это так, потому что он и группа его коллег так считает. Вся история науки – это история отказа от установок, которые ранее считались безусловно верными.

Если человек говорит, что сумма углов треугольника при некоторых условиях всегда меньше 180, и приводит математические аргументы, то, быть может, он говорит со знанием дела. Быть может, он предлагает новую геометрию, и, быть может, в иных условиях его геометрия окажется более адекватной. Быть может, он раздвигает границы математики, и в новых границах математику ждут удивительные открытия, которые со временем дадут практическую отдачу.

Про новые пути

Впрочем, эффективны ли новые пути? Иногда очень эффективны. К примеру, Земмельвейс предложил обеззараживать руки хлоркой перед тем, как принимать роды, и сразу чудом снизил смертность от родильной горячки в несколько раз. Его слушать никто не хотел ни один десяток лет. Врачи отправляли матерей на тот свет одну за другой, хотя Земмельвейс показал практические результаты, и хотя проверить его гипотезу было проще простого.

Что касается новых методик освоения иностранных языков, то даже если они в десять раз лучше, быть может, желая им следовать, вы наступите на многочисленные грабли с вытекающими из этого последствиями. Так что, если приключений не хотите, ходите уже давно проложенными путями, где граблей меньше.

Но ведь проложенные и общепринятые пути такие скучные… В общем, сами выбирайте.

Помните, что чтение об эффективных способах работы
не может заменить самой работы!

 Илья Шальнов
 http://shalnov-school.ru
 http://ipolyglot.net

Skype: ilyashalnov  
+7 (916) 277 0916  
ilyashalnov@yadex.ru