Школа Шальнова
Языки через общение, самостоятельность, развитие способностей
   Школа  Программы  Видео  Статьи  Параллели  Дискуссии  Уроки  Магазин  ВКонтакте 

Что же определяет успех в освоении иностранных языков?

Не только учителя пытаются ответить на вопрос, у кого же хорошо получается учить иностранные языки, но и исследователи. Исследователи пытаются провести измерения, подобно тому, как это делают физики или, скажем, медики, и выдать убедительные цифры, показывающие, какие же факторы оказываются статистически решающими в достижении успеха.

В России сейчас с наукой совсем плохо – очень трудно совместить занятия реальными исследованиями и получение научный степеней. Чтобы заниматься исследованиями, надо получить одобрение начальства именно на эти исследования, чтобы получить субсидирование, и это всегда не просто. А чтобы получать степени, надо дружить с начальством или просто покупать степени.

На Западе же исследования проводятся, и пишутся отчеты. Но когда эти отчеты критически рассматриваются, то выясняется, что непонятно что замерили.

Какие факторы исследуются? Мотивация, возраст, быстрота реакций, количество общения, интровертность-экстравертность, IQ и другие факторы.

Когда же цифры получены и, к примеру, показана корреляция возраста и успешности освоения языка, то выясняется в последствии, что старшие и младшие находились в разных условиях. То есть замерялось не столько влияние возраста, сколько влияние других условий.

Или когда проверяли связь IQ и результатов, то выяснилось, что проверяли не столько успехи в свободном общении, сколько знание грамматики и умение выполнять формальные задания. Или же опять-таки, люди с лучшим IQ находились в лучших условиях.

А когда исследователи находили связь мотивации и успеха, то критики спрашивали, что же именно было доказано: то ли успех пришел вследствие высокого уровня мотивации, то ли мотивация повысилась потому, что деятельности сопутствовал успех? Короче, из того, что первое сопутствует второму совершенно не вытекает, что второе является следствием первого. Связь может быть обратной или же совпадение может быть следствием того, что оба фактора имели одну и ту же причину. Если и пушка стреляет в час дня и колокола начинают звонить, еще не следует, что колокола начинают звонить именно потому, что стреляла пушка.

А, может быть, дело в наличии фонетического слуха, способности угадывать функции слов в предложении, способности распознавать грамматические конструкции и способности запоминать слова? Но что в этих факторах дано от природы? Первичны ли они? Или те, кто успешно осваивают языки, быстрее учатся именно этим базовым способностям?

И так далее. В общем, исследователи пока ничего толком сказать не могут.

Но что же определяет успех? Два фактора. (1) Ты должен быть мастером. (2) Ты должен быть относительно свободен от других дел.

Если мастер, делая табуретки, работает как мастер, то и язык он освоит. Но что же значит «быть мастером»?

Помните, что чтение об эффективных способах работы
не может заменить самой работы!

 Илья Шальнов
 http://shalnov-school.ru
 http://ipolyglot.net

Skype: ilyashalnov  
+7 (916) 277 0916  
ilyashalnov@yadex.ru