Школа Шальнова
Языки через общение, самостоятельность, развитие способностей
   Школа  Программы  Видео  Статьи  Параллели  Дискуссии  Уроки  Магазин  ВКонтакте 

Задачи и метазадачи

Что такое метазадача?

Что такое задача - это понятно в общих чертах. Поступить в ВУЗ - пример жизненной задачи. Написать компьютерную программу - тоже задача. Задача может быть подзадачей другой, большей задачи. Так изучить язык может быть подзадачей задачи, как получше по жизни устроиться.

Решить метазадачу - значит создать инструмент для решения всех задач какого-то типа. То есть, метазадача - это тоже задача, но более глубокого уровня. Выучить язык - это задача. Создать методику изучения - это уже метазадача.

Решить метазадачу - означает сделать решение всех задач этого типа рутинным процессом, а инсайт не нужным. Или, если нужен инсайт, то поход за инсайтом сделать рутиной с гарантированным результатом.

Плох тот ремесленник, который не стремится стать художником. Плох тот художник, который не стремится стать ремесленником. Это вопрос подъема на новый уровень и обретения уверенности на новом уровне... Нужно, чтобы на том уровне, где когда-то требовалось озарение, всё стало абсолютно освоенным - чтобы работа на нём стала ремеслом. А затем, потом будет подъём на новый уровень, где опять требуется вдохновение, где опять всё не гарантировано до поры до времени.

Всегда ли надо решать метазадачи?

Мне всегда было интересно решение именно метазадач. Конечно, я находился на ином уровне интереса, чем ребята, которые принципиально не хотят входить в метапространство задач, поставленных жизнью. Но постепенно я начал понимать ограниченность и своего подхода...

Я в первый раз обратил на это внимание очень давно, когда учился играть на мандолине. Я создавал для себя систему и занимался по ней. К тому времени я уже играл на других музыкальных инструментах по слуху. А другой парень из нашего коллектива тогда же начинал играть на гитаре, и у него гитара тоже была не первым его инструментом. Он ни о каких методиках не думал, играл себе в удовольствие. Но учился он быстрей меня: он занимался гитарой, а я не столько музыкой, сколько методами...

Не всегда при решении задач следует выходить на метауровень: иногда лучше просто решать себе в удовольствие, ни о чем не думая. Одну задачу за другой.

Производная в математике - для кого-то это отношение дифференциалов, или тангенс угла наклона касательной, или скорость - а для кого-то это черточка справа и сверху от функции. Для него есть только значки на бумаге, которыми нужно манипулировать определенным образом. Этот взгляд на производную, как на черточку и только как на черточку, временами очень конструктивен. Иногда нужно выполнять манипуляции, не задумываясь о смысле выполняемых действий.

То есть, помимо умения выходить на метауровень, когда надо, требуется еще и умение не выходить на метауровень, когда не надо.

О заучивании слов

То же относится и к заучиванию слов. Думать о том, как сделать, чтобы они заучивались, - уходить в метапространство задачи. Это хорошо, но в этом надо знать меру. Это снижает внимание к самой задаче - к собственно заучиванию слов. И те движения, которые бессознательное само бы нашло, оно может не найти под пристальным контролем сознания.

Летом, когда я заучивал слова с помощью Мнемокарточек в режиме проверки правописания, я вспомнил об этом, потому что почувствовал, что внимание закрепощено лишними метазаботами. Я понял тогда, что раз Мнемокарточки просят от меня запомнить слово, чтобы вспомнить его через минуту, нечего озабочиваться, тем, чтобы запомнить его надолго. Без этих моих забот все пойдет лучше, а не хуже.

Системы ценностей

Тем, кто по жизни озабочен прежде всего решением квартирного вопроса, уход в метазадачи не грозит. Но с теми, для кого глубинное понимание жизни - это высшая ценность, такое может произойти.

На самом деле, глубинное понимание - это не высшая ценность жизни. И срывать покровы таинственности с этого мира не обязательно. Можно быть счастливым, оставив жизнь непонятой, силу невзятой. Тот не спешит брать, кто знает, что непременно возьмет в свое время. "Так поскучаем, чтобы радостней была минута..."

Вера, которая делает счастливым даже в непонятом мире

Мир разумен и духовен, и, значит, возможен настоящий кайф
Ты - бессмертный дух, а не смертное тело
Ты в этом мире очень нужен
Полнота бытия - это твоя судьба
Мир принадлежит тем кто строит, сотрудничает, любит, а не тем кто ворует, конкурирует, ненавидит

Пока нет доказательств ни за, ни против. Для творящих зло эта вера противоестественна. Исследующие глубины бытия приближаются к этой вере. Обретая ее, мы обретаем в душе абсолютное терпение, абсолютную терпимость, абсолютный покой, абсолютную уверенность. Тогда уход в метазадачи уже не компульсивен. Да, тот не спешит брать глубинное понимание вещей, кто знает, что непременно возьмет его со временем: тот, у кого вечность впереди. Развитие способностей связано с этикой, как видим...

Помните, что чтение об эффективных способах работы
не может заменить самой работы!

 Илья Шальнов
 http://shalnov-school.ru
 http://ipolyglot.net

Skype: ilyashalnov  
+7 (916) 277 0916  
ilyashalnov@yadex.ru