Школа Шальнова
Языки через общение, самостоятельность, развитие способностей
   Школа  Программы  Видео  Статьи  Параллели  Дискуссии  Уроки  Магазин  ВКонтакте 

Эсперанто - Сольфеджио

Просто, как Эсперанто!

Эта статья для музыкантов. Или почти музыкантов. Не-музыканты, увы, тут не поймут ничего.

Напомним, на всякий случай, что тональность - это лад (музыкальный строй), привязанный к определенной высоте. Лад бывает минорный и мажорный. Соответственно, тональности получают название: До-мажор, Ля-минор и так далее (всего 12 минорных и 12 мажорных).

Как научиться играть по слуху?

Научиться играть по слуху - это значит научиться чувствовать лад (то единое, что стоит за всеми тональностями).

Итак, чтобы научиться играть по слуху, надо:

1) Cначала научиться играть несколько песен в одной тональности. Очень просто - левой рукой перебираем ноты аккорда, правой рукой играем мелодию. Пусть первой тональностью будет Ля-минор. Тогда будут использоваться в основном белые клавиши. Их надо петь, чтобы осознавать, где ты находишься.
2) Потом научиться играть те же песни во второй тональности - где уже есть черные клавиши, а некоторые белые используются редко. В других тональностях (не Ля-миноре или До-мажоре) поневоле осознаешь, где ты находишься.
3) Потом можно и нужно переходить в другие тональности. Для начала пару песен научиться играть во всех тональностях.

Идея сольфеджио такая: когда играешь, поешь ноты, которые играешь (иногда вслух). Идея, конечно, не нова.

А что нового предлагается?

Петь не собственно ноты, а ступени лада. Не суть важно, это Ля или Ми, или Ре - важно, какая это ступень - тоника ли, доминанта ли, субдоминанта ли и так далее…

Но как петь ступени лада, если они не имеют своих коротких названий? Представим себе, что мы в тональности Ля-минор (или параллельной тональности До-мажор). И будем петь соответствующие ноты. То есть, петь, транспонируя в Ля-минор.

И назовем ноты так: Да, Ра, Ма, Фа, Са, Ла, За (Са уже занята).

Обратите внимание, чуть удобней петь - вместо Соль - Са. Очень важно также то, что это названия ступеней лада, а не самих нот.

А соответствующие бемоли, которые раньше было очень неудобно петь, теперь: - (Ди), Ри, Ми, (Фи), Си, Ли, Зи.

А диезы можно так - До, Ро, Мо, Фо… Хотя, понятное дело, можно пользоваться только соответствующими бемолями, это всё же не всегда корректно.

Звук «и» мы слышим также в окончании прошедшего времени в Эсперанто, а «о» в окончании будущего времени, но это не важно.

Вот и всё - можно петь. Привыкнуть к новой системе можно за неделю. А если петь ноты, а не ступени лада, то сольфеджио можно заниматься несколько лет, так и не научившись понимать, что ты поешь, и соответственно, так и не научившись сходу играть по слуху. Большинство школьников так этоми и не научается.

А еще можно, скажем, в метро, петь ступени лада по памяти и в уме подбирать музыку. Для этого хорошо заранее выучить несколько простых песен, чтобы, подбирая в уме, можно было сравнивать с теми нотами (ступенями лада), которые ты знаешь.

А как быть с аккордами?

Мажоры: Даж, Раж, Саж…
Миноры: Дам, Рам, Сам…
Септ-аккорды: Дажэс, Ражэс, Мажэс… Дамэс, Рамэс, Мамэс…
Секст-аккорды: Дажэш, Дамэш…

Помните, что чтение об эффективных способах работы
не может заменить самой работы!

 Илья Шальнов
 http://shalnov-school.ru
 http://ipolyglot.net

Skype: ilyashalnov  
+7 (916) 277 0916  
ilyashalnov@yadex.ru