Школа Шальнова
Языки через общение, самостоятельность, развитие способностей
   Школа  Программы  Видео  Статьи  Параллели  Дискуссии  Уроки  Магазин  ВКонтакте 

Английская ритмика - тоническая!

Силлаботоническая и тоническая ритмики

Английская ритмика - это тоническая ритмика. Русская ритмика - это силлаботоническая ритмика. Это две совершенно разные ритмики, соответствующие двум разным системам стихосложения: силлаботонической и тонической.

В силлаботонической системе чередуются ударные и безударные слоги. Силлаботонические размеры - это двусложные: ямб и хорей, а также трехсложные: дактиль, анапест, амфибрахий (об этих и других ритмах можно прочитать в Википедии). Изначально в русском почти все стихи писались в двусложных размерах, потом все чаще и чаще писались в трехсложных. Пушкин - почти всегда двусложный размер. Некрасов - почти всегда трехсложный размер.

И, когда размеры становятся трехсложными, нередко в стихах начинает проявляется новая магия - тонический ритм. Жил_старик Cо_своею Cтарухой… Тоническая и силлаботоническая ритмика нередко сочетаются. Маяковский перешел от силлаботонической к тонической системе.

При тоническом ритме речь разделена на ритмические группы одной и той же длительности. Внутри ритмической группы расстояние между ударениями также равное. Когда человек говорит тонически, он может сопровождать свою речь дирижированием.

Английская ритмика - это тоническая ритмика. Русская речь тоже иногда звучит тонически - к примеру, когда говорят харизматы, стараясь произвести особо сильное впечатление. Но в целом для русского эта ритмика неудобна. Почему? Потому что слова русского длинные, и окончания нельзя в русском редуцировать без потери необходимой грамматики, и потому что фразы русского надо отделять от других фраз, иначе смысл также будет потерян.

Аналитические языки и тоническая ритмика

Языки с короткими словами и без особой функции окончаний могут позволить себе тоническую ритмику. То есть, тоническая ритмика характерна для языков аналитических, а не синтетических.

Синтетические языки - это языки, которые помещают синтаксис в части слова: к примеру, в суффиксы, которые дают понять, какая это часть речи, и в окончания, которые дают понять, как слова связываются друг с другом. Аналитические языки упаковывают синтаксис предложений в порядок слов.

Английский - аналитический язык, его слова короче, окончания можно редуцировать, и он, соответственно, может позволить себе магию тонической ритмики. Русский - синтетический, а потому тоническая ритмика не очень удобна и используется только в специальных случаях: харизматы обычно используют тоническую ритмику, придавая своей речи особую значимость.

Впрочем, Французский язык достаточно аналитический, но ритмика у него силлаботоническая, и выражено это еще в большей степени, чем в русском.

Особенности тонической ритмики

И в тонической и в силлаботонической ритмике, ударные слоги длиннее и громче. Но в силлаботонической ритмике слоги находятся на одинаковом расстоянии друг от друга (за исключением того, что ударные длиннее). Каждый слог немного ударен (в некоторых языках слоги ударяются через один). Русская речь для англоязычного человека, привычного к тонической ритмике, звучит совершенно неестественно, и бьет по ушам - как кудахтание, или как стрельба из автомата Калашникова.

В тонической речи всё иначе. Слоги не выделяются, они не расставлены друг от друга на одно и то же расстояние. Однако ударения в словах в предложении расставлены на одно и то же расстояние друг от друга. То есть, английский имеет свои ритмические группы, не похожие на ритмические группы других языков.

Ритмический группы

Речь английского языка раскладывается в свои ритмические группы. Группы имеют одну и ту же длительность, независимо от количества ударений. Каждая ритмическая группа имеет одно главное ударение. Слова внутри каждой ритмической группы произносятся довольно слитно. Внутри ритмической группы ударения расставлены на одно и то же расстояние друг от друга. Эта пульсация слышна довольно четко. Нередко англичане даже начинают непроизвольно дирижировать, когда говорят помедленней, и когда хотят подчеркнуть значимость своих слов.

Чтобы научиться английской ритмике, надо научиться выделять ритмические группы. Если ты начинаешь изучать французский или итальянский, тебе расскажут о ритмических группах с самого начала, потому что это самая важная информация. В английском она не менее важна, но о ритмических группах никто ничего почему-то не рассказывает, хотя ритмика английского непривычна и заслуживает особого внимания.

Повторим, что русские эту ритмику знают, потому что и в русском она иногда используется, потому освоить ее не так трудно.

Из-за группировки слов в ритмические группы, многосложное слово нередко звучит как один длинный слог. И даже целая группа слов может звучать как одно целое, когда короткие слова примыкают к другим словам, чтобы обеспечить расстановку ударений на равное расстояние внутри одной группы. Очень четко произносится ударный слог, очень сильно редуцируются, заваливаются безударные. Длинные слова также могут становиться как бы двумя словами, получая два ударения.

Аналитическим языкам фразу не нужно делать монотонной, чтобы отделить ее от других фраз. Поэтому движение тона вверх и вниз свободней, поэтому оно сильно используется. Поэтому в английском каждое слово (или группа слов) имеет свой тон. Каждое слово - разная степень завершенности предложения.

Конец фразы выделяется в английском тоново не так сильно, не так законченно. Тоновая точка в английском воспринимается русскими почти как многоточие. Но зато ритмически точка выделяется дополнительной паузой.

Пара упражнений, чтобы научиться слышать тоническую мелодику

Есть упражнение по освоению тонической мелодики - замена слов или групп одними слогами со своей высотой и силой. Это очень четко показывает ритмически-интонационный рисунок английской речи, отсекая все, что к этому рисунку не относится. И тогда видна некоторая сходность английского с китайским - другим аналитическим языком. Можно для слов разной степени законченности подбирать слоги с разными гласными, если мы хотим отслеживать именно степень законченности.

Другое упражнение - дирижирование при неторопливой речи, показывающее ударения, пульсацию английского. Или отстукивание ритма речи.

Влияние мелодики на фонетику

Горловое смещение английского определяется как раз желанием все время менять тон слов. Отсюда горловые звуки, отсюда нераскатистое Р (раскатистое Р не уживается с горловыми звуками).

Почему английский может позволить себе тоническую ритмику, а русский нет?

Потому что русский язык - это не столь эволюционно продвинутый (или попорченный?) язык, как английский. Эволюция языков идет от синтетичности языка к аналитичности. Это движение дает свои преимущества, оно же сопровождается потерями.

Вероятно, из-за холодного климата, русские не любят менять свой уклад жизни - эксперименты чреваты голодом и невозможностью пережить зиму. Не меняется уклад - не меняется и язык, эволюция языка замедляется. Русский язык остается синтетическим.

Еще раз об аналитичности и синтетичности

Синтетические языки - это те языки, которые упаковывают синтаксис в слова. Соответственно, порядок слов достаточно свободен. Соответственно, значение окончаний довольно большое, окончания не редуцируются, слова длинные, все слоги информативны. Соответственно, фразы достаточно монотонны по высоте и имеют только одно сильно выраженное ударение на фразу, чтобы звучать отделенными от других фраз. Соответственно, тоническая ритмика недоступна, иначе, как в стихах и в речи, которая должна произвести особое впечатление.

Английский - это аналитический язык. Слова короткие, окончаний практически нет. Ритмика тоническая. Фразы не монотонные по высоте. Фонетика горловая, чтобы постоянно изменять высоту тона. Р - не раскатистая и так далее…

Помните, что чтение об эффективных способах работы
не может заменить самой работы!

 Илья Шальнов
 http://shalnov-school.ru
 http://ipolyglot.net

Skype: ilyashalnov  
+7 (916) 277 0916  
ilyashalnov@yadex.ru