Школа Шальнова
Языки через общение, самостоятельность, развитие способностей
   Школа  Программы  Видео  Статьи  Параллели  Дискуссии  Уроки  Магазин  ВКонтакте 

Система Шестова

[Евгений] Здравствуйте, Илья Вячеславович!

Вы пишите на своем сайте: "но, хоть сам Шестов и замедляет речь, он знакомит нас не с реальным языком, а с искусственно созданной версией языка. " Скажите, о какой именно искусственной версии языка идет речь? Вообще, какой именно английский заложен в курсе Шестова?

Я сейчас на распутье. Хотел попробовать купить курс Шестова, он стоит 4600 руб, но прочитав Вашу статью, у меня возникли сомнения. Вообще, Вам удавалось пообщаться с людьми, занимающимися по его курсу? Как у них с произношением? Я вообще "нулевик", в школе изучал немецкий. Двухкратное замедление мне вряд ли поможет, мне нужно замедлять раз в 10 как у Шестова. Говорят, что качество записей курса Шестова намеренно ухудшено для того чтобы не делали копии, правда ли это и насколько плохое качество?

С уважением, Евгений

ИШ: Я сам когда-то купил его курс, и об этом не жалею. Быть может, я не стал по нему заниматься, но Шестов мотивировал меня заняться фонетикой, и это большой плюс. Конечно, я и сам рано или поздно к этому пришел, но мотивация со стороны – это всегда ресурс, который всегда нужно подключать. В большой степени по мотивам Шестова я написал свою первую программу для постановки произношения.

Вот его сайт: www.supremelearning.com/russianslae.html

Там прочитаете и про то, что он сам предлагает; там найдёте и критику традиционных подходов. Кстати, видеозаписи теперь значительно лучшего качества, чем были когда-то, вполне приемлемого DVD-качества. И субтитры есть в видеозаписях, и потому теперь уже не нужно постоянно переключаться от экрана к книге. Сейчас, вроде как, есть хорошая обратная связь, и обучающийся имеет возможность задавать вопросы.

Харизма Михаила Шестова

Он давно и с интересом занимается своим делом. Он достиг выдающихся результатов в печати на компьютере. Он живет в стране, где говорят на американском, и вполне хорошо себя там чувствует. Он умеет рассказывать. Он не боится критиковать авторитеты. Он не боится быть примером. И, кстати, печатает он здорово.

Он один среди немногих, кто научился замедляться и уходить на уровень элементарных движений. Этот, казалось бы, очевидный подход (детализация и автоматизация) в наше суетное время дан очень немногим. Где неторопливость, там реальное постижение природы, себя и своих взаимоотношений с природой, там сверхспособности и сверхкайф от работы, и Шестов к этому миру приблизился. В этом мире встречаешься с самой вечностью, и потому заходить туда редко кто осмеливается.

Он показывает, что хорошо осваивают иностранный язык те, кто хорошо говорят на родном. И не только иностранный они осваивают – любые другие специальности также. И это правда. И это задает верное направление в работе.

Другая интересная идея… Человек к нему приходи. Ему некогда разбираться в том, что, как и почему надо делать. Человек выполняет инструкции, делает, что ему говорят, и получает результат. Почему? Сам не знает, но результат есть.

Это противоположность моему подходу. Я стараюсь дать человеку понимание, что, зачем и почему. Я делаю его учителем. Но это мало кому нужно в наше суетное время. То есть, противоположность моему методу мне тоже интересна, и я буду этому тоже учиться. Тем более что это востребовано.

Об устранимых недостатках

До сих пор есть серьезные проблемы с эргономикой, с юзабилити. Слова даны в алфавитном порядке, и слово, которое тебе интересно, найти на диске не просто. Сама идея идти по языку в алфавитном порядке – это весьма странная идея.

А ведь можно было бы написать программу-проигрыватель, чтобы каждое слово находилось в момент. Чтобы над каждым словом ты мог работать, сколько тебе нужно. Чтобы субтитры и русские субтитры могли быть показаны по выбору или вместе, или не показаны вообще. Чтобы субтитры были доступны, как простой текст, то есть, чтобы послать слово в словарь можно было одним кликом по слову. Чтобы можно было слова перемешивать. Чтобы запоминалось положение, в котором программа была остановлена. Технически это было бы совсем не трудно сделать.

Недостатки:

1) У Шестова мы общаемся не с реальным английским, а с искусственно созданным в учебных целях вариантом языка. С противоестественным для носителей вариантом, который дается как приближение к языку, хотя он таковым не является.

2) У Шестова нет разъяснений, как произносить каждый звук в отдельности. Есть фрагменты разъяснений на семинаре, где он рассказывает о несоответствии того, чему учат, тому, что есть на самом деле, но хотелось бы разъяснения каждого звука. Впрочем, это, как уже писалось выше, запрашивается обучающимися редко.

3) Шестов игнорирует тот факт, что слышать себя со стороны совершенно необходимо. Человек крайне редко может адекватно воспринимать свою речь – он слышит себя изнутри. Только после длительной работы с микрофоном, прослушиванием себя, сопоставления своей речи с речью носителей вырабатывается адекватное восприятие своего голоса.

4) Английский не сводится к фонетике и правильной печати на компьютере. Это только два сомножителя успеха, а сомножителей много. Над этими сомножителями, безусловно, надо работать, но не только над ними. Если один из многих сомножителей на нуле, едва ли следует ждать хорошей отдачи.

5) Не скажу, что это недостаток метода, но его курс не для начинающих. Начинающий не поймёт ровным счетом ничего! Не знаю, доступно ли сейчас руководство для работы на русском – когда-то его не было.

Эти недостатки вытекают из его критериев истины

Я считаю, что критерием, хорошее ли у тебя произношение, является, во-первых, факт, что наши люди не смогут тебя отличить от носителя, и, во-вторых, сами носители не смогут тебя отличить от своих.

Конечно, если ты носитель, это еще не значит, что ты звучишь хорошо, но, по крайней мере, ты должен звучать, как носитель. Чтобы мог, как Штирлиц, вписаться в среду, и никто не заподозрил бы, что ты не свой. А дальше учись говорить, как аристократ.

Я думаю, что если бы сам Шестов считал бы для себя именно эти критерии критериями, и, если бы он работал с нашими программами, дающими возможность сравнивать себя с оригиналом и слышать себя со стороны, он бы при всей своей настойчивости, с которой он работает над фонетикой, наверно давно бы уже сумел выдавать себя за носителя из любой страны, имитируя акценты по выбору.

Но у Шестова другой критерий: он говорит, что и американцы у него учатся английскому, и значит он близок к совершенству.

Как Шестов критикует

Спасибо Шестову - он освободил меня от необходимости критиковать традиционные методы - он неплохо справился с этой работой. Но куда конструктивней выискивать во всех методах всё, что можно подключить с умом к своей системе.

Есть ли акцент?

[Евгений] Здравствуйте, Илья. Спасибо, что прислали отзыв о методе Шестова. Если не кривить душой, то как Вы все-таки оцениваете произношение самого Шестова? Я вот тут http://www.efl.ru/forum/threads/802 наткнулся на форум о методе Шестова, так там ему крепко досталось. Мне кажется, вполне аргументировано. Не могли бы Вы это прокомментировать?

Слышу ли я сам у него акцент? Слышу. Но, сказать по правде, я слышу акцент и у Марка из Британии и у Роберта из Штатов. Может потому, что они долго жили в Москве? А, может, мне слышится то, чего нет? Так что мне верить не обязательно. К тому же, мне самому еще над своим произношением и слухом работать и работать.

На форуме ЭФЛ РУ Шестова постоянно критикуют. Точнее ругают. Быть может, многое говорят по делу, но переписку с этого форума я убрал, потому что на данном форуме собрался очень завистливый, необъективный и недемократичный народ. Многое положительное там удаляется под предлогом того, что это реклама (причем даже без сообщения, что пост удален), зато провокации и откровенная ругань там остаются. Всем методистам, которые туда приходили, сразу затыкали рты, и очень грубо это делали. Там, банят, и не сообщают, что банят. У них это называется «ставить на предмодерацию». Все русские методисты там априори мошенники. Они там это не раз писали, и все дружно с этим соглашались.

И еще

Шестов берется научить человека английскому за пару месяцев. Да так, что американцы захотят учиться у него аристократическому произношению. Правда, при этом он имеет в виду, что два месяца работы, когда человек не занят ничем, а только английским.

Я не буду говорить, что язык выучить за пару месяцев невозможно. Я думаю, что в будущем будут учить первому языку достаточно долго, но зато так, что человек в процессе освоения языка разовьет все свои способности, и потому все следующие языки сможет осваивать очень легко.

А в более далеком будущем, быть может, и неумех будут обучать за пару месяцев. Быть может, будут на то методики. Но я думаю, это в будущем.

А вот Шестов говорит, что он уже владеет такой методикой обучения. Вот так…

В заключение

Сама идея давать замедленную, особо четкую речь - это хорошая идея. Хотелось бы, чтобы метод развивался:

Чтобы язык бы стал естественным и артистичным
Чтобы было бы обеспечено слушание себя со стороны
Чтобы материалы стали наконец очень удобными для работы

Помните, что чтение об эффективных способах работы
не может заменить самой работы!

 Илья Шальнов
 http://shalnov-school.ru
 http://ipolyglot.net

Skype: ilyashalnov  
+7 (916) 277 0916  
ilyashalnov@yadex.ru