Учебники или Эргономика?
Школа Шальнова
Языки через общение, самостоятельность, развитие способностей
   Школа  Программы  Андроид  Видео  Статьи  Параллели  Дискуссии  Уроки  Ссылки  ВКонтакте 

Учебники или Эргономика?

Есть масса учебников, но чаще всего они не помогают, а мешают. И не удивительно - большинство из них написано лингвофобами, а потому являются воплощением страха перед языком, и ничему, кроме страха перед языком, они научить не могут. Взять первый попавшийся учебник и начать упорно заниматься по нему - это риск для психического здоровья.

Этапы работы

На самом деле жизнь не так проста, как кажется - она гораздо проще. И прямой путь к языку довольно прост и примитивен (когда уже проложен). Вот он:

1) Сначала минимальный самоучитель, цель которого научить читать со словарем: научить различать и произносить звуки, дать основные правила чтения, предлоги, союзы и другие служебные слова, научить распознавать разные части речи (склонения, спряжения), распознавать основные обороты. И ничего более. Это на неделю - другую работы. А полиглоту - на один день.

2) Потом чтение со словарем и заучивание слов - набор пассива. А также просмотр фильмов с субтитрами и постановка произношения по фильмам (или аудиокнигам в сочетании с напечатанным текстом). И читать надо книги, которые интересны, и смотреть надо интересные фильмы.

3) Далее перевод на язык собственных мыслей.

4) Потом общение. Общение ничем нельзя заменить, но, чтобы научиться общаться, нужно иметь хотя бы в пассиве огромную словарную базу, которая должна быть набрана на втором этапе и несколько активизирована на третьем.

5) Далее - радио и иностранцы. Учебники тоже хорошо, но не вместо чтения и общения, а в дополнение к чтению и общению.

Откуда дискомфорт при освоении языка

Язык создавался и оттачивался долгими тысячелетиями. Каждый язык удобен и дружелюбен. Если при занятиях языком вам становится плохо - то это потому, что вы заставляете делать себя противоестественные движения. Это указывает на то, что вы не на правильном пути. Что не идет легко - не пойдет вообще.

Почему с чтением и заучивание слов возникают проблемы? Дело в том, что, просто читая текст и заучивая слова, люди делают двадцать лишних движений на одно действительно нужное движение (такое как запоминание, вспоминание, прочтение, произнесение, печатание). Компьютерные программы улучшили положение вещей, но не изменили его в принципе, потому что во всех программах, кроме наших, приходится делать многочисленные лишние клики, отвлекаясь от изучения языка.

И то же относится к постановке произношения. Нигде, кроме как у нас, как обычно, лишние движения, лишние переключения, неинтересные искусственно созданные скучные материалы. Часто даже отсутствие возможности себя слышать со стороны.

Но, если нет лишних движений, а есть только язык, и есть удобные инструменты, и есть знание элементарных принципов работы, то чтение текстов становится комфортным практически сразу, и становится возможным заучивание слов сотнями без малейшего напряга (второе приходит несколько позже).

Итак, отвлечения делают невозможным эффективное освоение - они просто ломают медитативность работы. Одно переключение от книги к словарю, один лишний клик - это уже недопустимо, но люди, занимающиеся языком, по сути, заняты не языком, а этими переключениями - и это издевательство над собой и над здравым смыслом.

Существует ли простота?

Осваивать язык - это так же просто и естественно, как ходить, но для тех, кто никогда не ходил, этому надо учиться. И этот труд связан с глубиннейшей перестройкой всех базовых движений. Чтобы освоить язык, надо стать мастером, а быть мастером - это очень непривычно и страшновато по началу, и это встречает сопротивление бессознательного.

О постановке правильных движений читайте наши материалы. Но сначала начните заниматься, а потом читайте, иначе будет не понимание, а видимость понимания. Это как игра на скрипке - читать о постановке движений нет смысла тем, кто не пробует играть самостоятельно.

Помните, что чтение об эффективных способах работы
не может заменить самой работы!

 Илья Шальнов
 http://shalnov-school.ru

Skype: ilyashalnov  
+7 (916) 277 0916  
ilyashalnov@yadex.ru