Школа Шальнова
Языки через общение, самостоятельность, развитие способностей
   Школа  Программы  Видео  Статьи  Параллели  Дискуссии  Уроки  Магазин  ВКонтакте 

Римэ-подход: Реально, Интересно, Методично, Эргономично

Реально, Интересно

РЕАЛЬНО, ИНТЕРЕСНО. Язык - это не наука, а средство общения, поэтому читаем интересные книги, смотрим интересные фильмы, говорим на интересные темы. Материалы, искусственно созданные с целью обучения, если и нужны, то только на самой ранней стадии.

Методично

МЕТОДИЧНО. Человек в процессе освоения языка становится сам себе учителем и методистом, понимающим, что и зачем он делает. Ставятся и нарабатываются базовые движения: эффективное чтение, быстрое чтение, слепая печать, постановка произношения, навыки быстрой речи, эффективные движения памяти, и так далее... И ставка делается на развитие способностей, что обеспечивает ускорение.

Эргономично

ЭРГОНОМИЧНО. Работаем с хорошими инструментами. Находим (или сами создаем) программы, обеспечивающие возможность комфортной, незаторможенной работы с реальным языком, удобного составления собственных учебных материалов (типа словарей, параллельных текстов). Есть только ты и язык, и нет лишних движений. Есть возможность сосредоточиться собственно на языке, работать собрано, медитативно. Программы с загруженным в них искусственно созданным языком - это прошлый век. Программы для работы с реальным языком, напротив, подключаются (редактора, проигрыватели, браузеры, форумы, чаты, сайты для общения). Программы, созданные исключительно с целью освоения языка тоже подключаются: Мнемокарточки, Суперчиталка, Вокабулон, RecordSay, ListenRecordSay, Конспектор, Буферчиталка, MakeBiLingua, PlayMp3, MakeVocabulary и так далее.

Кому подходит метод

Тому, кто сам себе мастер, и для кого язык - это и йога и общение. Существуют и другие подходы - этот подход не единственный. Метод создан для взрослых. Дети и инфанты (то есть, взрослые, так и не ставшие взрослыми) могут использовать этот подход только если их ведут родители или репетиторы. Подход не для псевдовзрослых (инфантов, считающих себя взрослыми). Увы, псевдовзрослым никакой метод не подходит, и они обречены на неудачу.

Кто автор подхода

Подход создается стихийно очень многими людьми. Пришло ему время. Сейчас его создают, в основном, программисты и создатели новых интерфейсов для общения. Развивают метод все, кто считают себя хозяевами своей учебы, потому ищут стратегии самостоятельно, делятся своими открытиями, опытом, компьютерными программами. Тут также важно не иметь глубокого дефекта личности - не ревновать, не спекулировать уважением, не обесценивать чужие открытия, чужой труд.

Смещение акцента на практику

Язык - это, во-первых, практика, во-вторых, теория. Именно в таком порядке. Если теория опережает практику, то ум отказывается ее усваивать. Идем от примера к правилу, а не наоборот. Отношение времени практики к изучению теории - много к одному. Грамматики осваиваются, когда они помогают разобраться в том, что человек уже делает. Если нет практики, человек читает, но у него ничего не учится.

Практики

Всего существуют пять основных практик. Это слушание, чтение, говорение, письмо и думание. На рисунке - это квадрат, разбитый на четыре части (2*2: устная и письменная речь на прием и на отдачу) с кружочком посередине (думание). Есть также шестое искусство - способность сдавать экзамены, но напрямую к языку это не относится.

Существуют пять разделов теории. Это такой же квадрат с кружочком посередине. Это 2*2: грамматика и лексика на двух уровнях (где собираются слова и где собираются предложения) плюс умение учиться (кружочек посередине).

Упражнения

Пять практик становятся упражнениями. Мы объясняем, как эффективно читать, как слушать и так далее... При этом каждое упражнение становится тренингом по разным направлениям. К примеру, можно читать учебник грамматики, одновременно ставя произношение, и нарабатывая плавность и скорость речи.

Осознанный сопоставизм

Разные языки - это разные формы выражения наших мыслей, потому очень многие грамматические явления нового языка нам уже понятны из нашего родного языка. Надо уметь видеть параллели. Так объясняется и фонетика - как универсальная фонетика со сдвигами, которые у разных языков свои. Так объясняется и грамматика.

Тренировки

В основном работаем самостоятельно. Язык - это не только игра (общение), но и тренировки в спортзале. Заучивание слов. Постановка произношения. Для культуриста тренировки - это не скучно, если есть понимание, что же ты делаешь, и чувство развития тела. Зубрежка - это не скучно, если есть понимание, что ты делаешь, и чувство развития памяти. Если тренировка правильная, то она сопровождается кайфом, который со временем становится всё сильнее.

Упражнения, в результате которых создается что-то никому не нужное (типа большинства упражнений, предлагаемых классическим подходом) - это противоестественно. Пишем интересные тексты, а не те, что заданы. Переводим интересные тексты, не создаем переводы, которые будут выброшены в корзину. Общаемся только на интересные темы.

Исследуем сами и подключаем чужой опыт

Сами исследуем языковые явления и методы освоения языков. Делимся опытом. Безусловно, читаем книжки, где языковые явления объясняются, но читаем чужое, когда уже есть свое собственное понимание.

Не рассчитываем на помощь со стороны

Профессора не научат нас учиться. Они сами этого не умеют. Они могут вести только тем путем, которым сами прошли, а путь, по которому они прошли, запредельно долг (более десяти лет по несколько часов в день), требует искусственно созданного принуждения со стороны, несовместим с работой, не развивает способностей, очень дорог, и применим только к молодым, и не ко всем молодым, а только к тем, у кого от природы способности выше средних.

Информационное пространство

Это пространство интернета. Бумажное пространство - это морально устаревшее пространство. Это не ин-формационное пространство, а аут-формационное пространство для аут-сайдеров. Мы не должны платить за бумажные работы и почтово-посреднические услуги, которые нам не нужны, и за восстановление экологии, разрушенной целлюлозными производствами. Мы имеем право получать информацию быстро, а не ждать пока она придет по почте. Мы хотим удобно работать и обсуждать. Бумага - это во многих случаях антиэргономично и антиразумно. Если материалы отсутствуют в информационном пространстве, мы создаем свои материалы.

Знание должно быть общедоступно. Если знание предлагается только за деньги, то желательно самим изложить это знание, чтобы оно стало общедоступным.

Отношения к специалистам

Мы имеем право быть мастерами, и уважать себя (и других) как мастеров. И это с самого начала работы. И мы ни у кого не спрашиваем на то разрешения. Понтам не верим. Аргументируем по существу, а не ссылками на мнение авторитетов. Дипломы и регалии как доказательство правоты - это всегда лохотрон.

Уровни понимания, что такое освоение языка

Продажа свободы - изучение - тренировка - сроднение
1) На самом примитивном уровне понимания, освоение языка - это как сделка с Богом (продажа свободы в обмен на способности). Человек отдает Богу свои время и свободу, и надеется получить за это способность говорить и писать.
2) Дальше приходит понимание, что язык - это грамматика и лексика, которые могут быть выучены.
3) Дальше приходит понимание, что язык - это не столько изучение, сколько тренировка.
4) Дальше приходит понимание, что тренировка только тогда эффективна, когда становится способом сроднения с языком.

Йога и даже Тантра

Язык - путь долгий. Поэтому этот путь становится домом, а не временным страдательным состоянием - это путь к Богу, это и кайф, и познание, и даже любовь (почти секс). Йога - понимание сексуальности в собственном общении с языком (как Хатха-Йога - это понимание кайфа энергетических потоков тела). Тантра в языке - это понимания сексуальной составляющей общения с партнерами. Речь идет о эмоциональном взаимодействии, и к сексу в примитивном его понимании это никакого отношения не имеет.

Этика

Глубинное исследование неудач с языком всякий раз выводит на этический уровень понимания. Если у человека не получается, то это от того, что он выбрал быть не мастером, а дурнем.

Ускорение

Язык - путь долгий. Потому не важно, с какой скоростью ты движешься. Важно - с каким ускорением. А ускорение обеспечивается развитием способностей. А ускорение ускорения, что еще более важно, достигается на этическом уровне понимания вещей, когда познание, труд и любовь становятся одним.

Помните, что чтение об эффективных способах работы
не может заменить самой работы!

 Илья Шальнов
 http://shalnov-school.ru
 http://ipolyglot.net

Skype: ilyashalnov  
+7 (916) 277 0916  
ilyashalnov@yadex.ru