Школа Шальнова
Языки через общение, самостоятельность, развитие способностей
   Школа  Программы  Видео  Статьи  Параллели  Дискуссии  Уроки  Магазин  ВКонтакте 

Разбор статьи «Законы Памяти»

В интернете ходит текст, приведенный ниже. Найти его можно на разных страницах, и, к сожалению, теперь уже не установить, кто автор. Но разобрать эти законы критически не помешает в любом случае. Потому что после обучения психологии, у студента, если он не всё забыл, присутствует именно такое понимание памяти.

1) Закон интереса: Интересное запоминается легче.
2) Закон осмысления: Чем глубже осознать запоминаемую информацию, тем лучше она запомнится.
3) Закон установки: Если человек сам себе дал установку запомнить информацию, то запоминание произойдёт легче.
4) Закон действия: Информация, участвующая в деятельности (т.е. если происходит применение знаний на практике) запоминается лучше.
5) Закон контекста: При ассоциативном связывании информации с уже знакомыми понятиями новое усваивается лучше.
6) Закон торможения: При изучении похожих понятий наблюдается эффект "перекрытия" старой информации новой.
7) Закон оптимальной длины ряда: Длина запоминаемого ряда для лучшего запоминания не должна намного превышать объём кратковременной памяти. (7+-2 единицы)
8) Закон края: Лучше всего запоминается информация, представленная в начале и в конце.
9) Закон повторения: Лучше всего запоминается информация, которую повторили несколько раз.
10) Закон незавершённости: Лучше всего запоминаются незавершённые действия, процесс, динамика, задачи, недосказанные фразы и т.д.

Далее, "Кривая забывания" (механическое заучивание):

1. первое повторение — сразу по окончании чтения;
2. второе повторение — через 20 минут после первого повторения;
3. третье повторение — через 8 часов после второго;
4. четвертое повторение — через 24 часа после третьего.
5. через месяц, два, полгода, год и так далее по мере необходимости.

Теперь разбор

1) Закон интереса: Интересное запоминается легче.

А что такое интересное? Интересное – это то, что мы можем использовать, чтобы добиться чего-то очень нам нужного, то есть связанного с безопасностью, с развитием, с освобождением, с властью, сексом и так далее. Поэтому, если человек разговаривает на языке на интересные для него темы (связанные с безопасностью, развитием, сексом и так далее), то новые слова и обороты для него интересны, потому что он их мысленно, по большей части бессознательно, вписывает в контекст будущих разговоров.

Запоминание – это не то, что происходит в лаборатории у психологов. Если что-то для человека важно, его бессознательный ум будет над этим работать. То есть, человек будет возвращаться к материалу мысленно вновь и вновь – отчасти сознательно, отчасти бессознательно. Это и на его сон повлияет. Другие вопросы с меньшими приоритетами будут вытеснены из очереди на продумывание. Быть может, он не так хорошо отдохнет, как мог бы. Где и когда психологи всё это учитывали? И как это всё можно измерить?

2) Закон осмысления: Чем глубже осознать запоминаемую информацию, тем лучше она запомнится.

А из чего состоит осознание? Материал состоит из чего-то, и состоит в чем-то. К примеру, из чего состоят слова – из букв, фонем, аффиксов, корней (тут работают детализация и автоматизация). Об этом подробнее я уже писал про память и векторизацию. А в чём слова состоят? В каких-то конструкциях и в темах общения (тут работает тот же интерес).

Как мы видим, об осмыслении мы уже говорили, когда говорили об интересе, потому что интерес – это и есть осмысление, но не просто осмысление, а то осмысление, в котором человек присутствует всей душой.

Вот я по поводу этой статьи в комментариях написал:

"Законы памяти" - это типичная работа психологов. Как будто бы правильно, а какой от этого практический толк? А почему психологи создают нечто, что, как будто бы, правильно, но бесполезно? Потому что они решают задачу типа такой: «а что еще можно замерить, чтобы защитить диссертацию?». Если бы они решали задачу, «как создать методику освоения иностранных языков, чтобы любой мог с языками справляться в разумные сроки?», «законы памяти» выглядели бы иначе. Но тогда сразу выяснилось бы, что вся система образования глубоко не разумна, что работать можно лучше. Что виноваты не студенты, у которых не получается, а профессора, которые не умеют учить. И тут начались бы конфликты... Проще поставить вопрос «что еще можно замерить?».

Какие можно сделать из этого выводы? Что у меня дурной характер, и что со мной надо бороться либо методом инквизиции, как это делали христиане, либо методом бойкота, как это делали иудеи. Но цель моего поста была как раз вписывание материала в контекст самого интересного – в конфликт серостей и творческих личностей. То есть, целью было глубокое осмысление материала. Тот, кто вступает в заинтересованную дискуссию, развивает свои ум и память. Кто перевирает или бойкотирует, развивает слабоумие. Проблемы у людей – они этические. И так оно во всем.

3) Закон установки: Если человек сам себе дал установку запомнить информацию, то запоминание произойдёт легче.

А что за этим стоит? А то, что человек отключился от всего неважного, начал материал анализировать, вписывать в контекст, забывать и воспроизводить. То есть, дело не в установке, а в том, что человек начал использовать техники запоминания.

4) Закон действия: Информация, участвующая в деятельности (т.е. если происходит применение знаний на практике) запоминается лучше.

Об этом уже говорили и в Интересе, и в Осмыслении, и в Установке. Потому что запоминание – это и есть действие – а именно, анализ и вписывание в интересный (то есть очень важный) контекст.

5) Закон контекста: При ассоциативном связывании информации с уже знакомыми понятиями новое усваивается лучше.

Об этом уже говорили и в Интересе, и в Осмыслении, и в Установке, и в Действии. Потому что действие – это всегда не только анализ (детализация), но и вписывание в конкретные ситуации – в контексты.

6) Закон торможения: При изучении похожих понятий наблюдается эффект "перекрытия" старой информации новой.

Потому что запоминание – это продумывание и раскладывание по полочкам, которое протекает в основном бессознательно. Это работа. И, если ты работаешь сразу над несколькими делами, каждое дело в отдельности от этого может замедляться.

7) Закон оптимальной длины ряда: Длина запоминаемого ряда для лучшего запоминания не должна намного превышать объём кратковременной памяти. (7+-2 единицы)

И что с этим делать практически? Если это заучивание слов, то решением будет двойная ротация: работаешь с пятью-девятью карточками. Когда одна карточка оперативной стопки (семь плюс мину две) более менее выучена, на смену ей идет другая из большой стопки, и в уже немного новом составе вертятся семь карточек (плюс минус две).

9) Закон повторения: Лучше всего запоминается информация, которую повторили несколько раз.

То, что встречается много раз, для подсознательного попадает в категорию того, что непременно встретится опять, а потому на это обращается подсознательное внимание. Аналогично оно обращается на движущийся предмет.

Если же мы говорим о воспроизведении по памяти, то повторение помогает лишь в том случае, если каждый следующий раз ты стараешься сделать лучше, чем предыдущий. Иначе повторение может быть не только не полезным, но вредным.

10) Закон незавершённости: Лучше всего запоминаются незавершённые действия, процесс, динамика, задачи, недосказанные фразы и т.д.

Но всякая незавершенность, всякая недорисованная картинка, всякий незаконченный гештальт – это психологическая микротравма. То есть, это небольшая боль, и боль запоминается. С другой стороны, человек подсознательно может постараться боль забыть.

Далее, "Кривая забывания"

По поводу кривой забывания. Если человек будет повторять слова сразу, через минуты, через пять минут, и так далее, совсем не факт, что через пару лет он будет помнить слова лучше, чем если бы он повторил их то же количество раз с интервалом в три месяца. Тут другие факторы окажутся решающими, а не организация повторений в точном соответствии с кривой забывания. Более того, у меня есть основания предположить, что организация повторений в соответствии с этой кривой может здорово психотизировать – это как поставить себя в условия тысяч вечных экзаменов.

В заключение скажу, что если исходить из практики заучивания языков, а не из практики лабораторных экспериментов, теория будет выглядеть совсем иначе.

Помните, что чтение об эффективных способах работы
не может заменить самой работы!

 Илья Шальнов
 http://shalnov-school.ru
 http://ipolyglot.net

Skype: ilyashalnov  
+7 (916) 277 0916  
ilyashalnov@yadex.ru