Школа Шальнова
Языки через общение, самостоятельность, развитие способностей
   Школа  Программы  Видео  Статьи  Параллели  Дискуссии  Уроки  Магазин  ВКонтакте 

Что проще, узнать или самому воспроизвести?

Проще воспроизвести сейчас, чем узнать через месяц

Что проще, узнать или воспроизвести самому? Все знают, что узнать проще: при запоминании ты сначала учишься узнавать, а потом воспроизводить.

Так ли это верно? Реальность освоения языков иная. Запоминаешь ты сейчас, а вспомнить тебе потребуется неизвестно когда в будущем. И потому то, что ты уверенно воспроизводишь сейчас (непосредственно после заучивания) дай бог тебе хотя бы только узнать потом. То, что не смог воспроизвести сейчас, потом окажется вообще нигде (почти нигде). Пока не воспроизвел, пока не воспроизвел достаточно уверенно и легко, считай, что вообще не запомнил.

Когда люди придумывают пароли к сайтам, они наивно полагают, что вспомнят их, когда понадобится. Знакомая история, не правда ли? Чуть более опытные пользователи уже совсем не такие самонадеянные.

Когда мы учимся при чтении?

К примеру, читает человек иностранный текс, и думает, что учит язык. Кое-как прочел и думает, что дело сделано. Но мало толку от такого чтения. Потому что в памяти почти совсем не остается того, что и сейчас шатко.

В школе это практикуется сплошь и рядом. Ученик читает, учитель поправляет, читают дальше, и думают, что какая-то работа была сделана. Подобным самообманом можно заниматься годами, без пользы и ни разу не задуматься, а тем ли ты занимаешься. Но, чтобы не ошибиться в следующий раз, ученик должен сам прочитать слово правильно, а потом еще раз правильно, уверенно и легко, а потом перечитать уже не отдельное слово, а целое предложение (или часть предложения, если предложение длинное) без ошибки, уверенно и легко.

А ошибками при чтении следует считать не только собственно ошибки, но и длинные паузы, и, тем более, спотыкания при чтении – потерю ритма. Прочитал без ошибок, но неуверенно, с трудом? - Перечитай уверенней и легче.

Такое чтение по предложениям может быть очень полезным. Каждое предложение читается неоднократно и доводится до почти идеального прочтения и желательно на автопилоте и почти по памяти. Предложение читается, пока каждое следующее прочтение ощутимо лучше предыдущего – раза два, три или четыре. Потом переходишь к следующему предложению.

Так можно читать учебники типа Мерфи. От упражнений из этих учебников мало толку, но подобное чтение очень полезно.

Помните, что чтение об эффективных способах работы
не может заменить самой работы!

 Илья Шальнов
 http://shalnov-school.ru
 http://ipolyglot.net

Skype: ilyashalnov  
+7 (916) 277 0916  
ilyashalnov@yadex.ru