Школа Шальнова
Языки через общение, самостоятельность, развитие способностей
   Школа  Программы  Видео  Статьи  Параллели  Дискуссии  Уроки  Магазин  ВКонтакте 

Что делать, если плохая память, и слова не запоминаются?

Язык, конечно, не сводится к заучиванию новых слов. Но заучивание новых слов - самая большая трудность, как правило.

Что делать? Работать с Мнемокарточками! То есть, читать, выписывать слова, заучивать, и еще раз читать, выписывать, заучивать... Привыкать к языку и к работе с языком. Не требуйте от памяти мгновенных результатов. Дайте себе привыкнуть к чтению и заучиванию. Память сама будет привыкать - из месяца в месяц - дайте ей время. Не торопите её.

Есть интеллектуальные монстры, способные запоминать слова сходу - с первого или со второго разу. Они молодцы, конечно, хотя, магнитофонная способность - это еще не высший дар небес, и она не редко дается слабоумным, как компенсация своего рода. Наш подход рассчитан не только на одаренных прекрасной памятью и даже в первую очередь не на них.

Не заменяйте чтение заучиванием слов

Вокабулон может разом выписать из текста все незнакомые слова - в программе есть словарь предположительно известных вам слов. Этой возможностью не надо злоупотреблять. Не стоит отрывать заучивание слов от чтения.

Надо непременно найти и читать именно интересные тексты. Это могут быть сказки - простой язык, детские ассоциации (а для психоаналитиков - особый интерес к сюжетам). Это может быть фантастика или детективы. Это может быть политика (та же лексика, что и на радио). Это может быть эротика. Эротика, пока не надоела, - неплохой вариант: в интернете много бесплатных текстов этой тематики.

Сродняйтесь с языком

Идея, что относиться к чужим словам можно как к родным, может вызывать внутреннее сопротивление. Наши отношения с языком подобны нашим отношениям с любовницей (любовником). Популярная установка на принципиальную полуотдачу, принципиальную полулюбовь совершенно блокирует развитие способностей.

Рабочее место должно быть удобным

Рабочее место должно быть удобным - это очень важно. Удобной позицией следует считать ту, в которой вы можете уснуть при случае. Комфортная работа - это та, которую вы можете выполнять в полусне или даже во сне.

Что делать, если память сама собой не настраивается?

Для начала перечитайте материалы сайта. Если вы в первый раз прочитали невнимательно (так почти все сейчас читают), начните перечитывать. Вероятно, на этот раз к вам придут ответы на ваши вопросы. Быть может, вы спешите, и тем самым блокируете развитие способностей? Быть может, у вас неудобная табуретка и из-за неё болит спина? И так далее...

Из чего складывается память на слова?

Слово это:

1) Как слышится
2) Как пишется
3) Что значит
4) Где и как употребляется

Поэтому...

1) Надо разобраться в знаках фонетической транскрипции, чтобы научиться различать звуки языка. Недопустимо подменять английский звуки русскими, если нет между ними прямого соответствия. То есть, можно еще заменить английское "t" на русское "т", но совершенно недопустимо заучивать "father" как "фазер" или "фадер" или "фавер".
2) Надо заучить правила чтения, чтобы связать письменный и устный языки. Чтобы научиться писать. Чтобы запоминать только исключения, которые не столь часты, как могло бы показаться. Как это сделать, описано на сайте.
3) Берите слова из текстов, которые читаете, и не отрывайте заучивание слов от чтения. Много читайте.

Слепая печать на компьютере

Слепая печать - это очень важно. Если слова всё еще не заучиваются, вероятно, к "видео" и "аудио" подключить кинестетику просто необходимо.

1) Выучите аппликатуру
2) Научитесь набирать, не глядя на клавиатуру
3) Научитесь набирать, не глядя на экран
4) Научитесь набирать под музыку с отстукиванием ритма (это особая техника, но она стоит того, чтобы ее освоили)

Как этому научиться? Сначала просто научитесь печатать, проговаривая вслух, что печатаешь. Потом научитесь печатать, слушая музыку. Научитесь отстукивать ритм. Научитесь печатать, отстукивая ритм. Не спешите с этим. Это заведомо доступно всем, если не спешить.

Так вы заодно решите проблемы и с быстрым чтением, которые не решить с помощью упражнения "стук-ритм", предлагаемым по методике Андреева ("стук-ритм" - это упражнение того же плана, что и набор под музыку с отстукиванием ритма, но оно неэстетично и малоэффективно). С освоением такого набора вы перейдете в разряд тех, кому "дано" синхронить. Среди лингвистов все еще ходят споры, всем ли это в принципе дано...

Управление вниманием

Если у человека проблемы с вниманием, то может понадобиться глубокая работа над собой - пересмотр жизненных установок и освобождение от комплексов, но об этом в нашем проекте "Психотехники Бессознательного".

Помните, что чтение об эффективных способах работы
не может заменить самой работы!

 Илья Шальнов
 http://shalnov-school.ru
 http://ipolyglot.net

Skype: ilyashalnov  
+7 (916) 277 0916  
ilyashalnov@yadex.ru