Школа Шальнова
Языки через общение, самостоятельность, развитие способностей
   Школа  Программы  Видео  Статьи  Параллели  Дискуссии  Уроки  Магазин  ВКонтакте 

Заучивание слов: связывать ли слово с образом?

[Master De] Привет! Я по поводу рассылки твоей по английскому. Я где то читал весьма здравую мысль, по-моему. Изучать новые слова лучше, связывая их не со словами своего языка, а с образами. Тогда гораздо легче будет переход к думанью на языке.

[ИШ] Привет, Денис! Я как раз о заучивании слов пишу... Надо будет как раз написать, что не надо связывать слова с образами, и не надо связывать их с ассоциациями.

[Master De] Почему?

[ИШ] Потому что реально образ, который связан со словом - это совсем не то, что можно себе представить. Это сложный образ, абстрактная идея, даже если слово такое простое, как стол... Образ не равно картинка.

[Master De] Ну это просто как понимать понятие образ. Тут просто недостаточно в языке это выражено. У Лосева в "Философии имени" было 19 уровней от чистого смысла до физического звучания слова. И каждый по-своему назывался.

[ИШ] О словах можно много чего говорить... Меня совершенно не интересует в данном случае определение понятия образ... Меня в данном случае интересует заучивание слов. Тут задача - поймать правильное движение ума (правильное движение памяти).

Заучивая table --- стол, мы связываем table c образом, который уже сформирован (плюс дополнительно связка звучания "tableстол", которая не мешает, а даже помогает немного). Представляя же себе рисунок, мы пытаемся связать слово со вновь созданным образом, то есть с ничтожной частью сложного образа, а также с нелепыми усилиями по формированию рисунка в уме. Тем хуже, если пытаемся представить образ ярко. Мы думаем именно неяркими образами...

[Master De] Но в том то и дело, что table и стол, разные множества смыслов. Они перекрываются лишь частично.

[ИШ] Градусник и термометр - тоже. И что теперь? А как представить себе образы слов "любовь", "власть", "инстинкт", "порядочность"? Слово состоит из: (1) Звучания (2) Написания (3) Смысла (4) Когда и как употребляется.

[Master De] В этом сложность, конечно. Но в любом случае, связывать просто одно слово одного языка с другим словом другого языка тоже сильное огрубление.

[ИШ] Так и не надо связывать слова - надо связывать слово с понятием, уже сформированным: с образом сложным, абстрактным, невидимым. Не надо связывать с ярким, конкретным образом и с нелепыми усилиями по его формированию. Такого типа движения мешают заучиванию.

Эти мои мысли - то, что я вижу, чувствую. Это не то, что теоретически должно было бы быть. Я сам когда-то пробовал связывать слова с образами, но почувствовал неправильность этого движения... Заучивание слов - это просто, если искусственно не осложнять. Ходьба, такое сложное движение - это тоже просто, если искусственно не осложнять. В любом случае, все эксперименты только приветствуются - пробуй! не верь, проверяй!

[Виталий] Эти усилия совсем не нелепые, 20-30% людей умеют красочно визуализировать и мыслят таким образом. Это очень мощное средство, помогающее как в учебе, так и в жизни. Но я, наверно как и Вы, не умею этого делать, я думаю словами, и пытаться вызывать яркие зрительные образы мне действительно ни к чему, это отдельный достаточно сложный навык, развить который без врожденных способностей неимоверно сложно, да, наверно, и не нужно. Но равнять всех людей по себе и утверждать, что это не нужно всем, по-крайней мере, не совсем корректно.

Вот Елена Хон таким навыком владеет и с упорством, достойным лучшего применения, пытается научить ему всех. Метод действительно эффективный и прекрасно будет работать, но... только для тех самых 20-25%. Илья этим не владеет и утверждает, что это вредно и не нужно, и он тоже прав... но только для своих 5 или 20%.

Не существует единого, одинакового для всех общего метода, есть эффективные пути, выбрав из которых и индивидуализировав под себя, можно быстро достичь успеха. И есть неэффективные пути, которыми тоже можно достичь успеха при наличии огромного желания и мотивации, путем неимоверного напряжения и героических усилий. При отсутствии желания и мотивации не помогут и самые лучшие методы, но если это есть, зачем же их расходовать неэффективно?

Что не идет легко, то не идет вообще, и путем героических усилий можно загнать себя в дурдом, но не освоить язык. Я уже не раз писал, если какой-то из базовых навыков не развит, то надо его развивать, а не стараться вытянуть освоение языка на уже развитых, как сейчас посоветовал Виталий.

Образ звучания слова - нужен. Образ написания слова - нужен. Образ движения пальцев при печати - нужен. А образ стола при заучивании слова "table" не обязателен. Он есть у меня в сознании для таких простых вещей, как стол или книга. Продвинутые техники заучивания слов, которые я практикую в работе с Мнемокарточками («шаманские») - развивают способность видеть образы.

Понятие - это очень сложный образ, это огромное множество образов мистическим образом связанных друг с другом. Сделать рисунок - это значит исказить, испортить, опошлить реальный образ, если только заучиваемое слово не самое простое и конкретное. Даже понятие «стол» не сведется к зрительному образу, но образ не будет помехой, а будет даже в помощь (если им отдельно специально не заниматься).

Вторая сигнальная система достаточно независима от первой, и, чем абстрактней слово, тем сложнее подобрать для него картинку. А таким словам как наречия, союзы, частицы - самым сложным для заучивания и самым нужным, однозначные картинки подобрать практически невозможно. Можно для слова «медленно» подобрать черепаху, а для слова «быстро» зайца, но от этого будет много путаницы потом. Потому что рисунок зайца может означать или «быстро», или «быстрый», или «бежать», или «косой», или «трусливый», или «трусливо», ассоциироваться с беляками и белогвардейцами, русаками и русскими, песенками «раз, два, три, четыре, пять», мультфильмом «Ну погоди» и с прочими бесконечно разнообразными вещами.

Можно прокрутить у себя в уме сценку, где ты применяешь это слово. Это будет полезней, чем рисовать разноцветный стол у себя в воображении, когда он не хочет рисоваться.

Но болтать о движениях памяти можно сколь угодно долго, а поймать их можно только занимаясь практикой. Тебя спрашивают, ты вспоминаешь, и опять спрашивают, и ты опять вспоминаешь. Этим заниматься надо долгие часы, дни, месяцы. Это надо делать не с учителем, а с карточками. И лучше с электронными карточками - программой Мнемокарточки.

Помните, что чтение об эффективных способах работы
не может заменить самой работы!

 Илья Шальнов
 http://shalnov-school.ru
 http://ipolyglot.net

Skype: ilyashalnov  
+7 (916) 277 0916  
ilyashalnov@yadex.ru