Школа Шальнова
Языки через общение, самостоятельность, развитие способностей
   Школа  Программы  Видео  Статьи  Параллели  Дискуссии  Уроки  Магазин  ВКонтакте 

Как читать вслух трудные тексты

Учителя читают с учениками тексты. Но эта работа не эффективна, если чтение идет кое-как. Читать кое-как можно годами, не имея никакого реального прогресса. Получается профанация.

Пять простых правил

Вот пять простых правил, которые сделают чтение эффективным. Читать надо...

1. По фонемам
2. Без ошибок
3. С пониманием
4. Плавно, с интонациями
5. Быстро и легко

Можно разбивать на смысловые участки

Если предложение большое, то по этим правилам едва ли удастся прочесть целое предложение, поэтому предложение можно разбивать на смысловые участки. И читать целое предложение или смысловые участки снова и снова, пока все пять не получатся, или, по крайней мере, пока возможно заметное улучшение прочтения от раза к разу.

По фонемам

По фонемам означает неприемлемость чтения, когда ученик прочитывает что-то неясно, потому что не знает, какая точно фонема тут присутствует. Тогда ученик нередко старается прочитать так, чтобы сошло и за один вариант и за другой. К примеру, то ли "оу", то ли "ау", то ли "о:". Или подменяет звуки, скажем: "th" читает как "v" или "z", или "w" читает как "v".

С пониманием

Отсутствие понимания у ученика очевидно, если он неправильно ставит паузы и смысловые ударения (неправильно разбивает на смысловые участки) . Но даже если с паузами и с ударением всё в порядке, всё же полного понимания, возможно, пока нет. Наличие понимания можно проверить переводом. Можешь перевести - значит есть понимание.

Заметим, что даже, если ученик полностью улавливает смысл, это еще не значит, что он понимает значение всех грамматических конструкций, обращает внимание на предлоги и так далее. Впрочем достигать такого глубокого уровня осонзнанности с первого раза не всегда обязательно. Многое подхватывается и бессознательно, особенно если человек не только читает, но и пробует уже и говорить.

Плавно

Плавно означает без спотыканий и резких обрывов. Замедляться на трудных участках - не значит потерять плавность и подобное замедление лучше, чем спотыкание.

Знаки препинания тоже надо читать. Не в том смысле, что они произносятся, а в том смысле, что они задают интонацию.

Помните, что чтение об эффективных способах работы
не может заменить самой работы!

 Илья Шальнов
 http://shalnov-school.ru
 http://ipolyglot.net

Skype: ilyashalnov  
+7 (916) 277 0916  
ilyashalnov@yadex.ru