Школа Шальнова
Языки через общение, самостоятельность, развитие способностей
   Школа  Программы  Видео  Статьи  Параллели  Дискуссии  Уроки  Магазин  ВКонтакте 

Грамматико-переводной метод, и как его легко можно улучшить

Правильней было бы назвать этот метод Текст-Грамматика-Упражнения. В основном так и занимались. Этот метод можно легко и просто улучшить, отбросив упражнения, оставив текст и грамматические пояснения к нему.

Не хватает грамматоговорок

Методу не хватает грамматоговорок – то есть самых опорных грамматических таблиц, которые надо заучивать как грамматоговорки.

Грамматоговорки можно заучивать устно, их же можно заучивать, параллельно осваивая слепую печать на компьютере. Если вы будете это делать с музыкой, и даже с отстукиванием ритма музыки (ногами), то это будет уже «шаманская» техника, используемая теперь не для набора вокабуляра (заучивания слов), а для заучивания опорных грамматических таблиц.

Как видите, грамматика – это в основном лексика, но только грамматическая. Если очень хорошо знаешь опорные таблицы, то всё остальное дается легко. Плюс к таблицам минимум комментариев – чем меньше, тем лучше. Выделить эти грамматоговорки из грамматических объяснений можно и самостоятельно, чтобы повторять опять и опять, доводя до совершенного блеска. За один день этого не сделаешь.

Потом, когда вы уже научитесь свободно читать, чтение грамматических справочников вроде Мерфи (синий и зеленый, который уже не Мерфи, а Хьюигс) будет полезным. Но всему свое время. Но, опять-таки, упражнения к этим учебникам не нужны.

Упражнения не нужны

Если вы будете делать упражнения, занимаясь по самоучителю системы Текст-Грамматика-Упражнения, то вы не только замедлите свое развитие, не идя вперед, а тормозя на упражнениях, но и потеряете кураж, потому что делать упражнения довольно трудно – ведь для этого уже не достаточно просто узнавать и догадываться. Это труднее, к примеру, чем читать параллельный текст, или даже чем читать со словарем.

Большинство упражнений не удастся выполнять без долгих хождений за ответами взад-вперед по книге.

А упражнения по системе Пимслера?

У Пимслера вы выполняете снова и снова перевод с родного на иностранный. Но даже, если вы не знаете, как перевести, вам не приходится бегать взад-вперед по учебнику, ломая медитативность процесса, тратя драгоценное время. Вы получаете подсказку. И задания у Пимслера очень простые, повторяющиеся десятки и сотни раз, доводящие до автоматизма. То есть, его упражнения – это почти идеальные упражнения, не то что в учебниках Текст-Грамматика-Упражнения.

Но и после Пимслера (который пойдет-таки на пользу) ты не научишься говорить, даже если ты будешь сочетать его практики с другими, потому что, чтобы научиться говорить, надо создавать свои предложения, идущие изнутри, а не переводить приходящее снаружи, как задания.

Насчет отрицания «общеизвестных» истин

Вы, наверно подумали, что нет ничего более вздорного, чем отрицать ту практику, которая была обкатана много-много лет миллионами учителей и учеников и улучшать учебник методом отбрасывания всех упражнений. Вы, наверно, полагаете, что учителя об этом думали, это обсуждали, всё взвесили и пришли к выводу, что упражнения нужны.

Может вы думаете, что чем труднее упражнения, тем они полезнее.

И, конечно, большинство учителей согласятся с вами, что предложение отбросить упражнения – это вздор, который незачем даже обсуждать.

Я на это скажу, что такая аргументация как раз говорит о том, что учителя сами не в курсе тех методических дискуссий, которые сейчас ведутся в мире, потому что современных методических книг не читали, и что отказ от упражнений, отказ от изучения в пользу освоения – это более, чем серьезно, и предложение игнорировать упражнения классических учебников – это еще далеко не самое радикальное предложение.

А вдруг упражнения всё-таки нужны?

Впрочем, кому-то упражнения, наверно, всё-таки могут быть полезны. На вкус и на цвет товарища нет. Но и делать упражнения просто потому что так предписано, когда тебе и хочется идти вперед, и ты можешь идти вперед, и когда ты чувствуешь, что упражнения не для тебя – это уж точно перебор.

Помните, что чтение об эффективных способах работы
не может заменить самой работы!

 Илья Шальнов
 http://shalnov-school.ru
 http://ipolyglot.net

Skype: ilyashalnov  
+7 (916) 277 0916  
ilyashalnov@yadex.ru