Школа Шальнова
Языки через общение, самостоятельность, развитие способностей
   Школа  Программы  Видео  Статьи  Параллели  Дискуссии  Уроки  Магазин  ВКонтакте 

Сопоставление коллективного и самостоятельного подходов

Плюсы коллективной системы обучения

Эта система имеет свой плюс: есть возможность «на людей посмотреть и себя показать». Очень ценная возможность:

Сознательный обмен опытом
Возможность бессознательно копировать успешные образцы
Возможность посмотреть на себя глазами других и оценить себя
Ученик учится подстраиваться под систему, и это ценное умение
Соревновательный момент, игра своего рода
Ценность находок ученика, когда другие готовы взять их на вооружение - тоже мотивация
Лекции тоже лучше, чем книги, если лектор – артист, и его выступления – произведение искусства.

Минусы системы

Дороговизна обучения
Трата времени и сил на дорогу
Необходимость высокой квалификации преподавателя
Несвобода преподавателя из-за вмешательства начальства
Сложность обеспечения подстройки под ученика
Невозможность для ученика выбирать то, что ему лично подходит

Что на практике?

Что в институте? Четыре пары по полтора часа (по два часа, если считать перемены). Плюс обед с очередями в столовую, плюс два часа дороги, плюс одеться, раздеться, прийти заранее, прийти в себя. Итого, часов двенадцать чистого времени без полноценного отдыха. Двенадцати часов в день, оказывается, мало. Нужно еще выполнять домашние задания, которых столько, что выполнить не реально за всё оставшееся свободное время - а нужно еще есть, спать, стирать, покупать продукты и даже дышать свежим воздухом.

Результат – экзамены, как унизительная ситуация, когда невозможно обойтись без шпаргалок или снисходительности преподавателя. Фактически, профессура занимается приписками, отчитываясь в выполнении работы, которую не выполнила (то есть, ворует), но виноватыми и зависимыми чувствуют себя студенты.

Пять процентов студентов способны обойтись без шпаргалок. Если бы все вдруг стали способными, профессора подняли бы планку и восстановили бы комфортное для себя соотношение неудачников и удачников: 95% виноватых и зависимых.

Как результат, студенты растеряны и не мотивированны. Мотивирует диплом – удостоверение, что ты белый человек, и что, когда ты будешь устраиваться на работу, администрацию не накажут, за то, что она взяла тебя на работу. Кроме того, диплом – это право быть некомпетентным, и не отвечать за свою некомпетентность. Кроме того, обучение и диплом – это возможность не попасть на два года в тюрьму (армию).

Кто-то может спокойно к этому унижению относиться… Кому-то всё это даже нравится…

Преимущества самостоятельной работы

Ты делаешь только то, необходимость чего ты понимаешь
Ты двигаешься в своем темпе
Тебе нужен реальный результат, а не видимость результата
Ты выбираешь для себя лучшую из возможных стратегий
Ты никому не должен отчитываться

В школе-институте или самостоятельно?

Я не против школ и институтов. Я только ЗА, но классы (группы) не должны быть переполнены, система не должна претендовать на все свободное время, основная работа должна выполняться самостоятельно, семинары и лекции должны быть для творческого общения.

Итак, коллективная работа требует больших материальных и временных затрат и не обходится без самостоятельной работы; а самостоятельная работа имеет свои очень существенные преимущества. Самостоятельная работа малозатратна и обычно самодостаточна.

Но самостоятельной работе никто не учит, и реальных инструментов для самостоятельной работы никто не дает. Кроме нас, конечно.

Обычные возражения:


Все эффективные способы обучения уже открыли.
Если чего-то еще и не открыли, то открыть могут только профессора или академики.
Мне и так хорошо преподавать – у меня и так есть ученики, и они мне платят деньги.
Что я буду делать, если студенты начнут работать самостоятельно?
Что я буду делать, если через год-другой студенты заговорят лучше меня?

Приведенные выше возражения не рациональны. А были ли рациональные возражения? Представьте себе, не было.

Помните, что чтение об эффективных способах работы
не может заменить самой работы!

 Илья Шальнов
 http://shalnov-school.ru
 http://ipolyglot.net

Skype: ilyashalnov  
+7 (916) 277 0916  
ilyashalnov@yadex.ru